Леонид Андреев |
Иуда Искариот |
|
|
|
|
|
Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2.
Рассказы,пьесы.1904-1907. I Иисуса Христа
много раз предупреждали, что Иуда
из Кариота -- человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников,
бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем
от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И
если порицали его добрые, говоря, что Иуда
корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные,
которых расспрашивали об
Иуде, поносили его
самыми жестокими словами. "Он ссорит нас постоянно,-- говорили они,
отплевываясь,-- он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит
из него с шумом. И у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и
у лжецов есть жены, которым говорят
они правду, а Иуда смеется над ворами, как
и над честными, хотя сам
крадет искусно, и видом своим безобразнее всех жителей в Иудее. Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота",--
говорили дурные, удивляя этим людей добрых, для
которых не было большой разницы между
ним и всеми остальными порочными людьми Иудеи.
Рассказывали далее, что свою
жену Иуда бросил давно,
и живет она несчастная и голодная, безуспешно
стараясь из тех
трех камней, что составляют поместье
Иуды, выжать хлеб себе на пропитание. Сам же он много лет шатается
бессмысленно в народе и доходил
даже до одного моря и до другого моря, которое
еще дальше, и всюду
он лжет, кривляется, зорко высматривает
что-то своим воровским
глазом, и вдруг
уходит внезапно, оставляя по
себе неприятности и ссору --
любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес. Детей у
него не было, и это еще раз
говорило, что Иуда -- дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды. Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался около
Христа этот рыжий и безобразный иудей, но уж давно неотступно шел он по ихнему пути, вмешивался в
разговоры, оказывал маленькие
услуги, кланялся, улыбался
и заискивал. И то совсем привычен он становился, обманывая утомленное зрение, то вдруг бросался
в глаза и
в уши, раздражая их, как нечто невиданно-безобразное,
лживое и омерзительное. Тогда суровыми словами отгоняли его,
и на
короткое время он пропадал где-то
у дороги,-- а потом снова незаметно
появлялся, услужливый, льстивый и хитрый, как одноглазый бес. И не
было сомнения для некоторых из учеников, что в
желании его приблизиться
к Иисусу скрывалось
какое-то тайное намерение, был злой и коварный расчет. Но не послушал
их советов Иисус, не коснулся его
слуха их пророческий голос. С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек его
к отверженным и нелюбимым,
он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных. Ученики волновались и сдержанно роптали, а он
тихо сидел, лицом к заходящему солнцу,
и слушал задумчиво, может быть, их,
а может быть, и что-нибудь другое. Уж десять дней не было ветра, и все
тот же оставался, не двигаясь и не меняясь, прозрачный воздух, внимательный и
чуткий. И казалось, будто бы
сохранил он в своей прозрачной глубине все то, что кричалось и пелось в эти дни людьми, животными и птицами,-- слезы,
плач и веселую песню. молитву и проклятия, и от этих стеклянных, застывших голосов был он такой тяжелый,
тревожный, густо насыщенный
незримой жизнью. И еще
раз заходило солнце. Тяжело пламенеющим шаром скатывалось оно
книзу, зажигая небо, и все на земле, что было обращено к нему: смуглое лицо Иисуса, стены домов и листья деревьев,--
все покорно отражало тот далекий и
страшно задумчивый свет. Белая стена уже не была белою теперь, и не остался
белым красный город на красной горе. И вот пришел
Иуда. Пришел он,
низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову --
как раз такой,
каким представляли его
знающие. Он был худощав, хорошего
роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при
ходьбе и от этого казался ниже,
и достаточно крепок силою был он,
по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый:
то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей
мужа, досадно-жидкий и неприятный
для слуха, и часто слова Иуды
хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы. Короткие рыжие волосы не
скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с
затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре
части и внушал недоверие, даже
тревогу: за таким черепом не может быть
тишины и согласия, за таким
черепом всегда слышится шум
кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро
высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в
многочисленные кривые морщинки. На другой же не
было морщин, и была
она мертвенно-гладкая,
плоская и застывшая, и хотя
по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого
слепого глаза. Покрытый белесой мутью,
не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но
оттого ли, что рядом с ним был живой и
хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз
и качал головой, этот качался
вместе с движениями головы
и молчаливо смотрел. Даже
люди, совсем
лишенные проницательности,
ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою -- рядом с собою посадил Иуду. Брезгливо отодвинулся Иоанн, любимый
ученик, и все остальные, любя учителя своего,
неодобрительно потупились. А
Иуда сел -- и, двигая головою направо и налево,
тоненьким голоском стал жаловаться на болезни, на то, что у него болит грудь по ночам, что, всходя на горы,
он задыхается, а стоя у края
пропасти, испытывает
головокружение и едва удерживается от глупого желания броситься вниз. И многое другое безбожно
выдумывал он, как будто не понимая, что болезни
приходят к человеку
не случайно, а
родятся от несоответствия
поступков его с заветами предвечного. Потирал грудь широкою ладонью и
даже кашлял притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании и потупленных взорах. Иоанн, не глядя
на учителя, тихо спросил Петра Симонова, своего друга: -- Тебе не
наскучила эта ложь? Я
не могу дольше выносить ее и уйду отсюда. Петр взглянул
на Иисуса, встретил его взор и быстро встал. -- Подожди! --
сказал он другу. Еще раз взглянул на Иисуса, быстро, как камень, оторванный от горы, двинулся к Иуде Искариоту и
громко сказал ему с широкой и ясной приветливостью: -- Вот и ты с
нами, Иуда. Ласково
похлопал его рукою по согнутой спине и, не глядя на учителя, но чувствуя на себе
взор его, решительно добавил
своим громким голосом, вытеснявшим всякие возражения, как вода вытесняет воздух: -- Это ничего,
что у тебя такое скверное лицо:
в наши сети попадаются еще и не
такие уродины, а при еде-то они и есть самые вкусные. И не нам, рыбарям господа нашего, выбрасывать улов только потому, что рыба колюча и одноглаза. Я видел однажды в Тире осьминога, пойманного тамошними рыбаками, и так испугался,
что хотел бежать. А они посмеялись надо мною, рыбаком из Тивериады, и дали
мне поесть его, и я попросил еще,
потому что было очень вкусно. Помнишь, учитель, я рассказывал тебе об этом, и ты тоже смеялся. А ты. Иуда, похож на осьминога -- только одною половиною. И громко захохотал, довольный
своею шуткой. Когда Петр
что-нибудь говорил, слова его звучали так твердо, как будто
он прибивал их гвоздями. Когда Петр двигался или что-нибудь делал, он производил
далеко слышный шум и вызывал ответ у самых глухих вещей: каменный пол гудел под
его ногами, двери дрожали и хлопали, и самый воздух пугливо вздрагивал и шумел. В ущельях гор его голос будил сердитое эхо, а по утрам на озере, когда ловили рыбу, он кругло перекатывался по сонной и блестящей воде и
заставлял улыбаться первые робкие солнечные лучи. И, вероятно, они любили за это Петра: на всех других лицах еще
лежала ночная тень, а его крупная
голова, и широкая обнаженная грудь, и свободно закинутые руки уже горели в зареве
восхода. Слова
Петра, видимо одобренные
учителем, рассеяли тягостное
состояние собравшихся.
Но некоторых, также бывавших
у моря и видевших осьминога, смутил его чудовищный образ, приуроченный Петром столь
легкомысленно к новому ученику. Им
вспомнились: огромные глаза, десятки
жадных щупальцев, притворное
спокойствие,-- и раз! -- обнял, облил, раздавил и высосал, ни разу не моргнувши
огромными глазами. Что это?
Но Иисус молчит, Иисус улыбается и исподлобья с дружеской насмешкой смотрит на
Петра, продолжающего горячо рассказывать
об осьминоге,-- и один
за другим подходили к
Иуде смущенные ученики, заговаривали ласково, но отходили
быстро и неловко. И только Иоанн Зеведеев упорно молчал да Фома, видимо, не решался ничего
сказать, обдумывая
происшедшее. Он внимательно разглядывал Христа и Иуду,
сидевших рядом, и
эта странная близость
божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и
осьминога с огромными, неподвижными,
тускло-жадными глазами угнетала
его ум, как неразрешимая загадка. Он
напряженно морщил прямой, гладкий лоб, щурил глаза, думая, что так будет видеть
лучше, но добивался только
того, что у Иуды как будто и вправду появлялись
восемь беспокойно шевелящихся ног. Но
это было неверно. Фома понимал это и снова упорно смотрел. А Иуда понемногу осмеливался:
расправил руки, согнутые
в локтях, ослабил мышцы,
державшие его челюсти
в напряжении, и
осторожно начал выставлять на свет свою бугроватую голову. Она и раньше
была у всех на виду, но Иуде казалось,
что она глубоко и непроницаемо скрыта от глаз какой-то невидимой, но
густою и хитрою пеленою. И вот теперь, точно вылезая из ямы, он чувствовал на
свету свой странный череп,
потом глаза -- остановился -- решительно
открыл все свое лицо.
Ничего не произошло. Петр ушел куда-то, Иисус сидел задумчиво, опершись головою на руку, и тихо
покачивал загорелой ногою, ученики
разговаривали между собой,
и только Фома внимательно и серьезно рассматривал его как добросовестный портной, снимающий мерку. Иуда улыбнулся -- Фома
не ответил на улыбку, но, видимо, принял ее в расчет, как и все остальное, и
продолжал разглядывать. Но что-то
неприятное тревожило левую сторону Иудина лица,-- оглянулся: на него из темного угла холодными и красивыми очами смотрит Иоанн, красивый, чистый, не имеющий ни одного пятна на снежно-белой
совести. И, идя, как и все ходят, но чувствуя так, будто он волочится по
земле, подобно наказанной собаке.
Иуда приблизился к нему и сказал: -- Почему ты
молчишь, Иоанн? Твои слова как золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах, подари одно из них Иуде, который так
беден. Иоанн
пристально смотрел в неподвижный, широко открытый глаз и молчал. И видел, как отполз
Иуда, помедлил нерешительно и скрылся в темной глубине открытой двери. Так как встала
полная луна, то многие пошли гулять.
Иисус также пошел гулять, и с
невысокой кровли, где устроил свое ложе Иуда,
он видел уходивших. В лунном свете каждая белая фигура казалась
легкою и неторопливою и не шла, а
точно скользила впереди своей
черной тени, и вдруг человек пропадал в чем-то
черном, и тогда слышался его голос.
Когда же люди вновь появлялись под луной,
они казались молчащими -- как белые стены, как черные тени, как вся прозрачно-мглистая ночь. Уже почти все спали, когда Иуда услыхал тихий голос
возвратившегося Христа. И все
стихло в доме и вокруг него. Пропел петух,
обиженно и громко,
как днем, закричал
где-то проснувшийся осел
и неохотно, с перерывами умолк. А Иуда все не спал и слушал, притаившись.
Луна осветила половину
его лица и, как
в замерзшем озере, отразилась странно в огромном открытом глазу. Вдруг он
что-то вспомнил и
поспешно закашлял, потирая
ладонью волосатую, здоровую грудь: быть может, кто-нибудь еще не
спит и слушает, что думает Иуда. II Постепенно к
Иуде привыкли и перестали замечать
его безобразие. Иисус поручил ему денежный ящик, и вместе с этим на него легли все хозяйственные заботы: он покупал необходимую пищу и одежду, раздавал
милостыню, а во время странствований приискивал
место для остановки и ночлега. Все
это он делал очень искусно, так
что в скором времени заслужил
расположение некоторых учеников, видевших его старания. Лгал Иуда постоянно, но и
к этому привыкли, так как не видели
за ложью дурных
поступков, а разговору
Иуды и его рассказам она придавала особенный интерес и делала жизнь
похожею на смешную, а иногда и страшную сказку. По рассказам
Иуды выходило так, будто он
знает всех людей, и каждый человек,
которого он знает,
совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже
преступление. Хорошими же
людьми, по его
мнению, называются те, которые
умеют скрывать свои дела и мысли, но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из
него потечет, как гной из проколотой раны, всякая
неправда, мерзость и ложь.
Он охотно сознавался, что
иногда лжет и сам, но уверял с клятвою, что другие лгут еще больше, и если
есть в мире
кто-нибудь обманутый, так это
он. Иуда. Случалось, что некоторые люди по многу раз обманывали его
и так и этак. Так, некий хранитель
сокровищ у богатого вельможи
сознался ему однажды, что уж десять лет непрестанно хочет украсть вверенное ему имущество, но не может, так как боится вельможи и своей совести. И Иуда
поверил ему,-- а он вдруг украл и обманул
Иуду. Но и тут Иуда
ему поверил,-- а он вдруг вернул украденное
вельможе и опять
обманул Иуду. И все
обманывают его, даже животные: когда он ласкает собаку, она кусает его за
пальцы, а когда он бьет ее палкой -- она
лижет ему ноги и смотрит в
глаза, как дочь. Он убил эту собаку, глубоко зарыл ее и даже заложил большим камнем, но кто знает? Может быть, оттого, что он ее убил, она стала еще более живою и теперь не лежит в яме, а весело бегает с другими собаками. Все весело
смеялись на рассказ Иуды, и сам он приятно улыбался, щуря свой живой и
насмешливый глаз, и тут же, с тою
же улыбкой сознавался, что немного
солгал: собаки этой
он не убивал. Но он найдет
ее непременно и непременно убьет,
потому что не желает быть обманутым. И от этих слов Иуды смеялись еще больше. Но иногда
в своих рассказах
он переходил границы
вероятного и правдоподобного и
приписывал людям такие
наклонности, каких не имеет даже животное, обвинял в таких преступлениях, каких не было и
никогда не бывает. И так как он
называл при этом имена
самых почтенных людей, то
некоторые возмущались клеветою, другие же шутливо спрашивали: -- Ну, а твои
отец и мать. Иуда, не были ли они хорошие люди? Иуда прищуривал глаз, улыбался и
разводил руками. И
вместе с покачиванием головы качался его застывший, широко открытый глаз и молчаливо смотрел. -- А кто
был мой отец? Может
быть, тот человек, который бил меня розгой, а
может быть, и дьявол, и козел, и петух. Разве может Иуда знать всех, с кем делила
ложе его мать? У Иуды много отцов, про которого вы говорите? Но тут возмущались все, так как сильно почитали родителей, и Матфей, весьма начитанный в Писании, строго говорил словами
Соломона: -- Кто злословит отца своего и мать
свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. Иоанн же
Зеведеев надменно бросал: -- Ну, а мы?
Что о нас дурного скажешь ты, Иуда из Кариота? Но тот с
притворным испугом замахал
руками, сгорбился и заныл, как нищий, тщетно выпрашивающий подаяния у прохожего: -- Ах,
искушают бедного Иуду!
Смеются над Иудой, обмануть
хотят бедного, доверчивого Иуду! И пока
в шутовских гримасах корчилась
одна сторона его лица, другая качалась серьезно
и строго, и широко смотрел никогда не смыкающийся
глаз. Больше всех и громче всех хохотал над шутками
Искариота Петр Симонов. Но однажды случилось так, что он вдруг нахмурился, сделался молчалив и печален и поспешно отвел Иуду в сторону, таща его за рукав. -- А
Иисус? Что ты
думаешь об Иисусе? --
наклонившись, спросил он громким шепотом.-- Только не шути, прошу тебя. Иуда злобно
взглянул на него: -- А ты что
думаешь? Петр испуганно
и радостно прошептал: -- Я думаю,
что он -- сын бога живого. -- Зачем же
ты спрашиваешь? Что может тебе
сказать Иуда, у которого отец козел! -- Но ты его
любишь? Ты как будто никого не любишь, Иуда. С той же
странной злобою Искариот бросил отрывисто и резко: -- Люблю. После этого
разговора Петр дня
два громко называл
Иуду своим другом-осьминогом,
а тот неповоротливо и все так
же злобно старался ускользнуть от
него куда-нибудь в темный угол и там сидел угрюмо, светлея своим белым несмыкающимся глазом. Вполне серьезно
слушал Иуду один только Фома:
он не понимал шуток, притворства и лжи,
игры словами и
мыслями и во
всем доискивался основательного и положительного. И все рассказы Искариота о дурных людях и поступках он часто перебивал короткими деловыми
замечаниями: -- Это нужно
доказать. Ты сам это слышал? А кто еще был при этом, кроме тебя? Как его зовут? Иуда раздражался и визгливо кричал, что он
все это сам видел и сам слышал, но упрямый Фома продолжал допрашивать неотвязчиво и спокойно, пока Иуда не сознавался, что солгал, или не сочинял новой
правдоподобной лжи, над которою тот надолго задумывался. И, найдя ошибку, немедленно приходил и равнодушно уличал лжеца. Вообще Иуда возбуждал в нем
сильное любопытство, и это создало между
ними что-то вроде
дружбы, полной крика,
смеха и ругательств
-- с одной стороны,
и спокойных, настойчивых вопросов
-- с другой. Временами
Иуда чувствовал нестерпимое отвращение к своему странному другу и, пронизывая его острым взглядом, говорил
раздраженно, почти с мольбою: -- Но чего ты
хочешь? Я все сказал тебе, все. -- Я хочу,
чтобы ты доказал, как может
быть козел твоим отцом? -- с равнодушной настойчивостью допрашивал Фома и ждал ответа. Случилось, что после одного из таких
вопросов Иуда вдруг замолчал и удивленно с ног до
головы ощупал его глазом: увидел
длинный, прямой стан, серое лицо, прямые прозрачно-светлые глаза, две
толстые складки, идущие от носа и пропадающие в жесткой, ровно подстриженной бороде, и убедительно сказал: -- Какой ты
глупый, Фома! Ты что видишь во сне: дерево, стену,
осла? И Фома как-то странно смутился и ничего не возразил. А ночью,
когда Иуда уже заволакивал для сна свой живой и беспокойный глаз, он вдруг громко сказал с своего ложа -- они оба спали теперь вместе на
кровле: -- Ты не прав,
Иуда. Я вижу очень дурные сны.
Как ты думаешь: за свои сны также должен отвечать человек? -- А разве сны
видит кто-нибудь другой, а не он сам? Фома тихо вздохнул и задумался. А Иуда
презрительно улыбнулся, плотно
закрыл свой воровской глаз и спокойно отдался своим мятежным снам,
чудовищным грезам, безумным видениям, на части раздиравшим его бугроватый череп. Когда, во время
странствований Иисуса по Иудее,
путники приближались к какому-нибудь селению, Искариот рассказывал дурное о
жителях его и предвещал беду. Но почти всегда случалось так, что люди, о которых
говорил он дурно, с радостью встречали
Христа и его друзей, окружали их
вниманием и любовью и становились
верующими, а денежный ящик
Иуды делался так полон, что
трудно было его нести. И
тогда над его ошибкой
смеялись, а он покорно
разводил руками и говорил: -- Так! Так!
Иуда думал, что они плохие, а они хорошие: и поверили
быстро, и дали денег. Опять, значит, обманули Иуду, бедного, доверчивого Иуду из Кариота! Но как-то раз,
уже далеко отойдя от селения,
встретившего их радушно, Фома и Иуда горячо заспорили и, чтобы решить спор,
вернулись обратно. Только на другой день
догнали они Иисуса с учениками, и Фома
имел вид смущенный и грустный, а Иуда
глядел так гордо, как
будто ожидал, что вот сейчас
все начнут его поздравлять
и благодарить. Подойдя к учителю, Фома решительно заявил: --
Иуда прав, господи. Это были
злые и глупые люди, и на камень упало семя твоих слов. И рассказал,
что произошло в селении. Уж после
ухода из него Иисуса и его учеников одна
старая женщина начала
кричать, что у
нее украли молоденького беленького
козленка, и обвинила в покраже
ушедших. Вначале с нею спорили, а когда она упрямо доказывала, что больше
некому было украсть, как Иисусу,
то многие поверили и даже хотели
пуститься в погоню. И хотя вскоре нашли
козленка запутавшимся в кустах, но
все-таки решили, что Иисус обманщик и, может быть, даже вор. -- Так вот
как! -- вскричал Петр, раздувая ноздри.-- Господи, хочешь, я вернусь к этим глупцам, и... Но молчавший
все время Иисус сурово взглянул на него, и Петр замолчал и скрылся
сзади, за спинами других. И уже никто больше не заговаривал о происшедшем,
как будто ничего не случилось совсем и как будто не
прав оказался Иуда. Напрасно со всех сторон показывал он
себя, стараясь сделать скромным свое
раздвоенное, хищное, с крючковатым носом
лицо,-- на него не глядели, а если кто и
взглядывал, то очень
недружелюбно, даже с презрением как будто. И с этого же дня как-то странно изменилось к нему
отношение Иисуса. И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с
Иисусом, и тот никогда
прямо не обращался к нему, но зато часто взглядывал на
него ласковыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а
где же Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему,-- и даже упорнее, чем прежде,-- искал
его глазами всякий раз, как начинал говорить к ученикам или к народу, но или
садился к нему спиною и через голову бросал
слова свои на Иуду, или делал вид, что совсем его не замечает. И что бы он
ни говорил, хотя бы сегодня
одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда,--
казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды. И для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающей розою ливанскою, а для Иуды оставлял одни
только острые шипы -- как будто нет
сердца у Иуды, как будто глаз и носа нет у него и не лучше, чем все, понимает он красоту нежных и беспорочных
лепестков. -- Фома! Ты
любишь желтую ливанскую розу,
у которой смуглое лицо и глаза, как у
серны? -- спросил он своего друга
однажды, и тот равнодушно ответил: -- Розу?
Да, мне приятен ее запах. Но я
не слыхал, чтобы у роз были смуглые лица и глаза, как у серны. -- Как? Ты не знаешь
и того, что у многорукого
кактуса, который вчера разорвал твою новую одежду, один только красный цветок и
один только глаз? Но и этого не
знал Фома, хотя вчера кактус действительно вцепился в его одежду и разорвал
ее на жалкие клочки. Он ничего не
знал, этот Фома, хотя обо всем расспрашивал,
и смотрел так прямо
своими прозрачными и ясными глазами,
сквозь которые, как
сквозь финикийское стекло, было
видно стену позади его и привязанного к ней понурого осла. Произошел некоторое время спустя и
еще один случай,
в котором опять-таки правым
оказался Иуда. В одном иудейском
селении, которое он настолько не хвалил,
что даже советовал обойти его стороною, Христа приняли очень враждебно, а после проповеди его и обличения
лицемеров пришли в ярость и хотели побить камнями его и учеников. Врагов было много,
и, несомненно, им удалось бы осуществить свое пагубное намерение, если бы не
Иуда из Карио-та. Охваченный
безумным страхом за
Иисуса, точно видя уже капли
крови на его белой
рубашке. Иуда яростно и слепо бросался на толпу, грозил, кричал, умолял и лгал,
и тем дал время и возможность уйти Иисусу и ученикам. Разительно проворный,
как будто он бегал на десятке ног, смешной и страшный в своей ярости и мольбах, он бешено метался
перед толпою и очаровывал ее какой-то странной силой. Он кричал, что вовсе не
одержим бесом Назарей, что он просто обманщик,
вор, любящий деньги, как
и все его ученики, как и сам Иуда,-- потрясал
денежным ящиком, кривлялся и молил, припадая к земле. И постепенно гнев
толпы перешел в смех и отвращение, и
опустились поднятые с каменьями руки. -- Недостойны эти люди, чтобы умереть от руки честного,-- говорили одни, в то время
как другие задумчиво провожали глазами быстро удалявшегося Иуду. И снова ожидал Иуда поздравлений, похвал
и благодарности, и выставлял на вид свою изодранную одежду, и лгал, что били его,-- но и на этот раз был он непонятно
обманут. Разгневанный Иисус
шел большими шагами и молчал, и даже Иоанн с
Петром не осмеливались приблизиться к нему, и
все, кому попадался на глаза Иуда в изодранной одежде, с своим
счастливо-возбужденным, но все еще немного
испуганным лицом,
отгоняли его от
себя короткими и гневными восклицаниями. Как будто не он спас их всех, как
будто не он спас их учителя, которого они так любят. -- Ты хочешь
видеть глупцов? -- сказал он Фоме, задумчиво шедшему сзади.-- Посмотри: вот идут они по дороге, кучкой,
как стадо баранов, и подымают пыль.
А ты, умный Фома, плетешься
сзади, а я,
благородный, прекрасный Иуда,
плетусь сзади, как грязный раб,
которому не место рядом с господином. -- Почему ты
называешь себя прекрасным? -- удивился Фома. -- Потому что я красив,-- убежденно ответил Иуда и рассказал, многое прибавляя, как он
обманул врагов Иисуса и посмеялся над
ними и их глупыми каменьями. -- Но ты
солгал! -- сказал Фома. -- Ну да, солгал,-- согласился спокойно Искариот.-- Я им дал то, что они просили, а они
вернули то, что мне нужно. И что такое
ложь, мой умный Фома? Разве не большею ложью была бы смерть Иисуса? -- Ты поступил
нехорошо. Теперь я верю, что отец твой -- дьявол. Это он научил тебя, Иуда. Лицо Искариота побелело и вдруг как-то быстро надвинулось на Фому -- словно белое
облако нашло и закрыло дорогу
и Иисуса. Мягким движением Иуда так же быстро
прижал его к себе, прижал сильно, парализуя движения,
и зашептал в ухо: -- Значит,
дьявол научил меня? Так, так, Фома. А я спас Иисуса? Значит, дьявол любит Иисуса, значит, дьяволу нужен Иисус и
правда? Так, так, Фома. Но ведь мой отец не
дьявол, а козел. Может, и
козлу нужен Иисус? Хе? А вам он не нужен, нет? И правда не нужна?
Рассерженный и слегка испуганный Фома с трудом
вырвался из липких объятий Иуды и быстро зашагал вперед, но
вскоре замедлил шаги, стараясь понять происшедшее. А Иуда тихонько
плелся сзади и понемногу отставал. Вот в отдалении смешались в пеструю кучку
идущие, и уж нельзя было
рассмотреть, которая из этих маленьких фигурок Иисус. Вот и маленький Фома
превратился в серую точку -- и внезапно все
пропали за поворотом. Оглянувшись,
Иуда сошел с дороги и огромными скачками
спустился в глубину
каменистого оврага. От быстрого и порывистого бега
платье его раздувалось и руки взмывали вверх, как для полета. Вот на
обрыве он поскользнулся и быстро серым комком скатился вниз, обдираясь о камни, вскочил и гневно погрозил горе кулаком: -- Ты еще, проклятая!.. И, внезапно
сменив быстроту движений
угрюмой и сосредоточенной медленностью,
выбрал место у большого камня и сел неторопливо. Повернулся, точно ища удобного
положения, приложил руки, ладонь с ладонью, к серому камню и тяжело
прислонился к ним головою. И так
час и два сидел он, не шевелясь и
обманывая птиц, неподвижный
и серый, как сам
серый камень. И впереди его, и
сзади, и со всех сторон поднимались стены оврага, острой линией обрезая
края синего неба, и всюду,
впиваясь в землю, высились огромные серые
камни -- словно прошел
здесь когда-то каменный дождь и
в бесконечной думе
застыли его тяжелые капли. И на опрокинутый,
обрубленный череп похож был
этот дико-пустынный овраг, и каждый
камень в нем был как застывшая мысль, и их было много, и все они думали -- тяжело,
безгранично, упорно. Вот дружелюбно
проковылял возле Иуды на своих шатких ногах обманутый скорпион.
Иуда взглянул на
него, не отнимая от камня
головы, и снова неподвижно остановились на чем-то его
глаза, оба неподвижные, оба покрытые белесою странною
мутью, оба точно слепые и страшно зрячие. Вот из земли, из камней, из расселин
стала подниматься спокойная
ночная тьма, окутала неподвижного Иуду и
быстро поползла вверх -- к светлому побледневшему небу. Наступила ночь с своими мыслями и снами. В эту ночь Иуда не вернулся на ночлег, и ученики,
оторванные от дум своих хлопотами о пище и питье, роптали на его
нерадивость. III Однажды, около
полудня, Иисус и ученики его проходили по каменистой и горной дороге, лишенной тени, и так как уже более
пяти часов находились в пути, то начал Иисус жаловаться на усталость. Ученики
остановились, и Петр с другом своим
Иоанном разостлали на земле
плащи свои и других учеников, сверху же укрепили
их между двумя высокими камнями, и таким образом сделали для Иисуса как
бы шатер. И он возлег в шатре, отдыхая от солнечного зноя, они же развлекали его веселыми речами и
шутками. Но, видя, что и
речи утомляют его, сами
же будучи мало чувствительны к усталости и
жару, удалились на
некоторое расстояние и предались различным занятиям. Кто по склону горы между
камнями разыскивал съедобные
корни и, найдя,
приносил Иисусу, кто,
взбираясь все выше и выше, искал задумчиво границ голубеющей дали и, не находя,
поднимался на новые островерхие камни. Иоанн нашел между камней красивую, голубенькую ящерицу и в нежных ладонях,
тихо смеясь, принес ее Иисусу, и
ящерица смотрела своими
выпуклыми, загадочными глазами в его глаза, а потом быстро скользнула холодным
тельцем по его теплой
руке и быстро унесла куда-то свой нежный, вздрагивающий хвостик. Петр же, не
любивший тихих удовольствий, а с ним
Филипп занялись тем, что отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе. И, привлеченные их громким
смехом, понемногу собрались вокруг
них остальные и приняли участие в
игре. Напрягаясь, они отдирали от
земли старый, обросший камень, поднимали его
высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся коротко и тупо и на мгновение задумывался, потом
нерешительно делал первый скачок -- и
с каждым прикосновением к
земле, беря от нее быстроту и крепость,
становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не
прыгал, а летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя,
пропускал его тупую, круглую тушу. Вот край,--
плавным последним движением камень взмывал кверху и спокойно, в
тяжелой задумчивости,
округло летел вниз, на дно невидимой пропасти. -- Ну-ка, еще один! -- кричал Петр.
Белые зубы его сверкали среди черной бороды и
усов, мощная грудь и
руки обнажились, и старые
сердитые камни, тупо удивляясь
поднимающей их силе, один за другим покорно уносились в бездну. Даже
хрупкий Иоанн бросал
небольшие камешки и, тихо
улыбаясь, смотрел на их забаву Иисус. -- Что же
ты. Иуда? Отчего ты не
примешь участия в игре,--
это, по-видимому, так
весело? -- спросил Фома,
найдя своего странного друга в неподвижности, за большим серым камнем. -- У меня
грудь болит, и меня не звали. -- А разве
нужно звать? Ну, так вот я тебя зову, иди. Посмотри, какие камни бросает Петр. Иуда как-то
боком взглянул на
него, и тут
Фома впервые смутно почувствовал,
что у Иуды из Кариота -- два лица. Но не успел
он этого понять, как Иуда сказал своим обычным
тоном, льстивым и в то
же время насмешливым: -- Разве
есть кто-нибудь сильнее Петра?
Когда он кричит, все ослы в Иерусалиме думают,
что пришел их Мессия, и тоже
поднимают крик. Ты слышал когда-нибудь их крик, Фома? И, приветливо улыбаясь и
стыдливо запахивая одеждою
грудь, поросшую курчавыми рыжими волосами. Иуда вступил в круг играющих. И
так как всем было очень весело, то встретили его с радостью и громкими шутками, и даже Иоанн снисходительно
улыбнулся, когда Иуда, кряхтя и притворно охая, взялся за огромный камень.
Но вот он легко поднял его и
бросил, и слепой, широко открытый глаз его,
покачнувшись, неподвижнно уставился
на Петра, а другой, лукавый и веселый, налился тихим смехом. -- Нет,
ты еще брось! -- сказал Петр
обиженно. И вот один за другим поднимали они и
бросали гигантские камни, и,
удивляясь, смотрели на них ученики. Петр
бросал большой камень,--
Иуда еще больше. Петр, хмурый и сосредоточенный, гневно ворочал обломок скалы, шатаясь,
поднимал его и ронял вниз,-- Иуда,
продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще больший обломок, ласково впивался в него длинными пальцами, облипал его,
качался вместе с ним и, бледнея, посылал его
в пропасть. Бросив свой камень, Петр откидывался назад и так следил за его падением,-- Иуда же наклонялся
вперед, выгибался и простирал
длинные шевелящиеся руки, точно сам хотел улететь
за камнем. Наконец оба они, сперва Петр, потом Иуда, схватились за
старый, седой камень -- и не могли его поднять, ни тот, ни другой. Весь красный, Петр решительно подошел к Иисусу и громко сказал: -- Господи! я
не хочу, чтобы Иуда был сильнее меня.
Помоги мне поднять тот камень и бросить. И тихо
ответил ему что-то
Иисус. Петр недовольно пожал
широкими плечами, но ничего не осмелился возразить и вернулся назад
со словами: -- Он
сказал: а кто поможет Искариоту? Но
вот взглянул он на Иуду, который, задыхаясь
и крепко стиснув зубы, продолжал еще обнимать упорный камень, и весело засмеялся: -- Вот так
больной! Посмотрите, что делает наш больной, бедный Иуда! И засмеялся
сам Иуда, так
неожиданно уличенный в
своей лжи, и засмеялись все
остальные,-- даже Фома слегка раздвинул улыбкой свои прямые, нависшие на губы,
серые усы. И так,
дружелюбно болтая и смеясь,
все двинулись в путь,
и Петр, совершенно примирившийся с
победителем, время от времени подталкивал его кулаком в бок и громко хохотал: -- Вот так
больной! Все
хвалили Иуду, все признавали,
что он победитель, все
дружелюбно болтали с ним, но Иисус,-- но Иисус и на этот раз не
захотел похвалить Иуду. Молча шел он впереди,
покусывая сорванную травинку, и
понемногу один за другим
переставали смеяться ученики и
переходили к Иисусу. И в
скором времени опять вышло так, что все они тесною
кучкою шли впереди, а Иуда -- Иуда-победитель -- Иуда сильный -- один плелся сзади,
глотая пыль. Вот они
остановились, и Иисус положил руку на плечо Петра, другой рукою указывая
вдаль, где уже показался в дымке Иерусалим. И
широкая, могучая спина Петра бережно приняла эту тонкую, загорелую руку. На ночлег
они остановились в Вифании,
в доме Лазаря. И когда все собрались для
беседы. Иуда подумал, что
теперь вспомнят о его победе над Петром, и сел поближе.
Но ученики были молчаливы
и необычно задумчивы. Образы пройденного
пути: и солнце, и камень, и трава, и Христос, возлежащий в шатре, тихо
плыли в голове, навевая мягкую
задумчивость, рождая смутные, но сладкие грезы о
каком-то вечном движении под
солнцем. Сладко отдыхало утомленное тело, и все оно думало о чем-то
загадочно-прекрасном и большом,-- и никто не вспомнил об Иуде. Иуда
вышел. Потом вернулся. Иисус говорил,
и в молчании слушали
его речь ученики.
Неподвижно, как изваяние, сидела у ног его Мария и,
закинув голову, смотрела в
его лицо. Иоанн, придвинувшись
близко, старался сделать так, чтобы рука
его коснулась одежды учителя,
но не обеспокоила его. Коснулся -- и замер. И громко и сильно дышал Петр, вторя
дыханием своим речи Иисуса. Искариот остановился у порога и,
презрительно миновав взглядом собравшихся, весь огонь
его сосредоточил на Иисусе.
И по мере того как смотрел,
гасло все вокруг него, одевалось тьмою
и безмолвием, и только светлел Иисус с
своею поднятой рукою. Но вот и он словно поднялся в воздух, словно растаял и сделался
такой, как будто весь он состоял из надозерного тумана, пронизанного светом заходящей луны, и мягкая речь
его звучала где-то далеко-далеко и нежно. И,
вглядываясь в колеблющийся призрак, вслушиваясь в нежную мелодию далеких и призрачных слов. Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в
необъятном мраке ее,
молча, начал строить что-то
огромное. Медленно, в глубокой тьме, он поднимал какие-то
громады, подобные горам, и плавно накладывал
одна на другую, и снова поднимал,
и снова накладывал, и что-то росло во мраке,
ширилось беззвучно, раздвигало
границы. Вот куполом почувствовал он
голову свою, и в непроглядном
мраке его продолжало расти огромное, и кто-то
молча работал: поднимал
громады, подобные горам, накладывал одну на другую и снова поднимал... И нежно
звучали где-то далекие и призрачные слова. Так стоял он, загораживая дверь, огромный и черный,
и говорил Иисус, и громко вторило
его словам прерывистое и
сильное дыхание Петра. Но
вдруг Иисус смолк --
резким незаконченным звуком, и
Петр, точно проснувшись, восторженно воскликнул: --
Господи! Тебе ведомы
глаголы вечной жизни! Но
Иисус молчал и пристально глядел
куда-то. И когда последовали
за его взором, то увидели у дверей
окаменевшего Иуду с раскрытым ртом и остановившимися глазами. И, не поняв, в чем дело,
засмеялись. Матфей же, начитанный в Писании, притронулся к плечу Иуды и сказал словами Соломона: --
Смотрящий кротко -- помилован будет, а встречающийся в воротах -- стеснит других. Иуда вздрогнул
и даже вскрикнул слегка от
испуга, и все у него -- глаза, руки и ноги
-- точно побежало в разные
стороны, как у животного, которое внезапно увидело над собою глаза человека. Прямо к Иуде шел Иисус и слово какое-то нес на устах своих -- и прошел мимо Иуды в открытую и теперь свободную дверь. Уже в середине
ночи обеспокоенный Фома подошел к ложу Иуды, присел на корточки и спросил: -- Ты плачешь.
Иуда? -- Нет.
Отойди, Фома. -- Отчего же ты
стонешь и скрипишь зубами? Ты нездоров? Иуда помолчал,
и из уст его, одно за другим,
стали падать тяжелые слова, налитые тоскою и гневом. -- Почему он не любит меня? Почему он любит тех? Разве я не
красивее, не лучше, не
сильнее их? Разве не я спас ему жизнь,
пока те бежали, согнувшись, как трусливые собаки? -- Мой бедный
друг, ты не совсем прав. Ты вовсе не
красив, и язык твой так же неприятен, как и твое лицо. Ты лжешь и злословишь постоянно, как же ты хочешь, чтобы тебя любил Иисус? Но Иуда точно
не слышал его и продолжал, тяжело шевелясь в темноте: -- Почему он
не с Иудой, а с теми, кто его не
любит? Иоанн принес ему ящерицу -- я
принес бы ему ядовитую змею. Петр бросал камни -- я гору бы повернул для
него! Но что такое ядовитая змея?
Вот вырван у нее зуб, и ожерельем
ложится она вокруг шеи.
Но что такое гора, которую можно срыть руками и ногами потоптать? Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда. -- Ты что-то
странное говоришь. Иуда! -- Сухая
смоковница, которую нужно порубить секирою,-- ведь это я, это обо мне он сказал. Почему же он не рубит? он не смеет, Фома. Я его знаю: он боится Иуды! Он
прячется от смелого, сильного,
прекрасного Иуды! Он любит глупых, предателей, лжецов. Ты лжец, Фома, ты слыхал об
этом? Фома очень
удивился и хотел
возражать, но подумал, что Иуда просто бранится, и только покачал в темноте головою. И еще
сильнее затосковал Иуда, он стонал,
скрежетал зубами, и
слышно было, как беспокойно движется под покрывалом все его большое тело. -- Что так
болит у Иуды? Кто приложил огонь к его телу? Он сына своего отдает собакам! Он дочь свою отдает разбойникам на поругание, невесту свою -- на непотребство. Но разве не нежное сердце
у Иуды? Уйди, Фома, уйди, глупый. Пусть один останется сильный, смелый, прекрасный
Иуда! |