В
настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых
славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший
последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты -
Христос, Сын Бога Живаго»,– удостоился от Спасителя услышать в ответ: «блажен
ты, Симон... Я говорю тебе: ты - Петр (Petrus), и на сем камне (petra) Я
создам Церковь Мою» (Мф. 16, 16 – 18). На «сем камне» (petra), на том, что ты
сказал: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем создам
Церковь Мою. Ибо «ты - Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра
(Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от
христианина Христос.
Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? –
Послушайте апостола Павла: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, –
говорит апостол Христов, – что отцы наши все были под облаком, и все прошли
сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту
же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из
духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1 – 4) . Вот
от какого «Камени» Петр! Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной
жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников
Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр
за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и
быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по
преимуществу, после исповедания: «и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что
свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то
будет разрешено на небесах» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и
решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что
действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то
обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и
ко всем Апостолам Своим: «Приимите Духа Святаго», – и вслед за тем: «Кому
простите грехи, тому простятся; на ком оставите грехи, на том останутся» (Ин.
20, 22 – 23); или: «что вы свяжете на земле, то будет связано не небе; и что
разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Так, Церковь
связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне –
Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и
связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же;
связанные, чтобы не, остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «в узах греха
своего,– говорит Премудрый,– он содержится», (Притч. 5, 22); а кроме Святой
Церкви нигде нельзя получить разрешения.
И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое
духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено
было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру
потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви;
притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу,
Христос тем самым одобряет единство Церкви. «Симон Ионин,– говорил Господь
Петру, – любишь ли ты Меня?» И Апостол отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что
я люблю Тебя»; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же
отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят,
опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому,
после этого Петр отвечал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю
Тебя». «Иисус говорит ему» во все три раза: «Паси овец Моих» (Ин. 21, 15 –
17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное
исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную
для Апостола, цель. Тот, кому даны были «ключи Царствия» и право «вязать и
решить», сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф. 26, 69 – 75), и
Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием
крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и
преемникам их. «Внимайте себе и всему стаду, – взывает апостол Павел к
пресвитерам церковным, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.
20, 28); и апостол Петр к старцам: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая
за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из
усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и
когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет.
5, 2 – 4). Замечательно, что Христос, говоря Петру: «паси овец Моих», – не
сказал: «паси овец своих», – но паси, благий рабе, овцы Господни. «Разве
разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павлово вы
крестились?» (1 Кор. 1, 13)? «Паси овец Моих». Ибо «волки хищные, лютые
волки, лжеучители и наемники, не щадящие стада» (Мф. 7, 15; Деян. 20, 29; 2
Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы
собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри
добрые, пастыри Господни. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.
10, 11), врученных ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 4). И апостол
Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово,
запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру
прославляемой. И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного
волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом;
прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников
власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на
пути, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), жаждал
крови, но – «Живущий на небесах посмеется ему» (Пс. 2, 4). Когда он, «гоня и
терзая» таким образом «Церковь Божию» (1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 3), приближался
к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь
Меня?» – Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не
станем удивляться этому; мы сами – члены Тела Христова. «Савл, Савл, что ты
гонишь Меня; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4, 5). Савл же, «в
трепете и ужасе», возопил: «Кто Ты, Господи? Я Иисус, – ответствовал ему
Господь, – Которого ты гонишь». И Савл внезапно переменяется: «Что повелишь
мне делать?» – восклицает. И был к нему Глас: «Встань и иди в город; и сказано
будет тебе, что тебе надобно делать» (5, 6). Тут Господь посылает Ананию:
«встань и пойди на улицу» к человеку, «по имени Савлу», и крести его, «ибо он
есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и
сынами» (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею.
«Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла
сделал он святым Твоим во Иерусалиме; и здесь он имеет от первосвященников
власть вязать всех, призывающих имя Твое» (13, 14). Но Господь настоятельно
повелевает Анании: «Пойди и спроси его, ибо он есть Мой избранный сосуд: Я
покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (11, 15, 16). И
действительно, Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть
за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах,
темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил
его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих,
ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий
своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним
последовал, – прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице
своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus), то есть «малый,
немногий, меньший», показывает это. Что же после этого апостол Павел?
Вопросите его, он сам на это отвечает: «Я наименьший из Апостолов, – говорит
он, – но я более всех потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая
со мною» (1 Кор. 15, 9, 10). Итак, братья, празднуя ныне память святых
апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их
истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту
исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам,
«в образец для подражания им» (2 Сол. 3, 9), и мы достигнем того вечного
блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была
тяжелее, тернистее, труднее, но «имея вокруг себя такое облако свидетелей»
(Евр. 12, 1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже,
и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам «Начальник и Совершитель веры»
Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним последовали Его неустрашимые
Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же
действовал в них и помогал им на этом пути? – Тот, Кто сказал: «Без Меня не
можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
Блаженный Августин, епископ Иппонийский
|